суббота, 5 июля 2008 г.

Как двулетние малыши вычисляют, что есть чье

Если подумать, то собственность – это довольно скользкое понятие, основанное на всех типах абстрактных социальных и экономических принципов. На данный момент в одном из первых исследований подобного типа, Ори Фридман и Карен Нири изучали, определяют ли и как определяют двух-, трех- и четырехлетние дети, кому что принадлежит.

Их открытия наводят на мысль, что маленькие дети определяют принадлежность, основываясь на том, кто первый взял предлагаемый предмет. В первом исследовании детям возрастом от двух до четырех лет рассказали простую историю о мальчике и девочке, которые играли с игрушкой; после чего у детей спросили, чья это была игрушка. Если в истории описывалось, что девочка первая играла с игрушкой, дети склонялись к ответу, что это ее игрушка, и наоборот, если первым с игрушкой описывали мальчика.

Но что, если дети просто приписывали обладание предметом той личности, которая первая ассоциировалась с игрушкой, а не владела ней? Следующий эксперимент включал рассказ детям о том, что игрушка нравилась девочке, потом – что она нравилась мальчику. Но в этом случае дети больше не склонялись к тому, что мяч был игрушкой девочки, даже если девочка первая ассоциировалась с ним (то же самое было верно при рассказе наоборот).

В заключение, Фридман и Нири хотели посмотреть, насколько легко можно преодолеть правило первого обладания в контексте дарения подарков. Когда малышам рассказали, что у мальчика был мячик, который он потом отдал девочке как подарок, то они все равно склонялись к ответу, что мячик принадлежал мальчику (и наоборот). Несмотря на это, когда дарение подарка в рассказе стало более явным (завернутый подарок на день рождения девочки), правило первого обладания было разрушено, и детки правильно поняли, что теперь это мячик девочки.

Исследователи говорят, что самым важным следующим шагом было выяснить, откуда дети берут это правило первого обладания. Они предполагают, что оно могло произойти от таких фраз, как: «это ее кукла, сначала она была у нее», или это может быть врожденное качество, продукт «познавательной системы, посвященный рассуждению о собственности».

Фридман О., Нири К. (2008). Кому что принадлежит: определяют ли дети принадлежность предмета по первому обладанию?

источник

Комментариев нет: