четверг, 7 августа 2008 г.

Примеры из жизни – это, возможно, не лучший путь преподавания математики

Вы, наверное, полагаете, что признак хорошего учителя заключается в умении приводить примеры из жизни на абстрактные понятия. Однако новое исследование Дженифер Камински и коллег университета штата Огайо наводит на мысль, что когда дело доходит до математики, то здесь, наверное, лучше остаться в мире абстрактных вещей.

Учеников обучали правилам регулирования математическими отношениями между тремя предметами в группе. Все ученики смогли выучить правила, но только те, кто учил их, используя абстрактные символы, были в состоянии перенести то, что они учили, на нестандартную ситуацию из жизни. Ученики, которых обучали с помощью образов кувшинов с водой, кусков пиццы или теннисных мячей в контейнере, не смогли применить то, что выучили.

Другой эксперимент сравнивал эффективность чистого теоретического метода обучения с методом, который сначала приводил конкретные примеры, потом следовала теоретическая иллюстрация. Ученики в условиях чистой теории превзошли сверстников, которым была дана смесь примеров и теории.

Команда Камински говорит, что, несмотря на то, что конкретные примеры могут быть более привлекательны, по-видимому, они также могут связывать способность учеников переносить соответствующие знания на другую ситуацию.

Исследователи заключили: «Если цель обучения математике – это давать знания, которые ученики могут применять в различных ситуациях, то представление математических понятий через общие характеристики, такие как традиционные обозначения символами, может быть более эффективным, чем подбор хороших примеров».




Камински, Дж.А., Слоутски, В.М., Хеклер, А.Ф., (2008).Изучение теории: преимущество абстрактных примеров в изучении математики.




источник

Мы видим вещи по-другому, когда рядом руки

Мы не видим все стороны мира в равной степени. Очевидный пример – то, что наше периферийное видение более рассеянное, чем центральное. Теперь Ричард Абрамс и коллеги представили более любопытный пример – видимо, простое присутствие наших рук меняет способ обработки визуальной информации при их близости.

Сотни раз 52 участника как можно быстрее пытались определить, какая из букв - H или S была спрятана среди кучи E и U на дисплее монитора.

Странно, но участники решали эту задачу значительно медленнее, когда их руки находились с обеих сторон экрана компьютера (ближе к стимулу), чем когда их руки лежали на коленях.

Важно, что близость рук к стимулу сохраняла такой же эффект, даже когда руки были спрятаны за картоном, а также когда участникам предложили использовать ножные педали. Другими словами, простое расположение рук в пространстве влияет на визуальное восприятие, а не их вид или использование.

Второй эксперимент показал, что присутствие рук возле компьютера заставлял участников намного дольше отвлекать внимание от цели, которая неожиданно появлялась на экране. Последний эксперимент показал, что присутствие рук приводит к продлению «момента» внимания, - это наша тенденция пропускать две цели, появляющиеся в потоке, если вторая появляется слишком быстро после первой.

Посредством всех трех экспериментов, результат выглядит так: присутствие рук затрудняет рассеивать наше визуальное внимание от цели. Почему так? «Вероятно»,- говорят исследователи, - «это исходит из факта, что предметы, находящиеся возле рук, как кандидаты для физических манипуляций (как инструмент или еда)… При таких обстоятельствах, расширенный анализ предметов возле рук может помогать производить точные движения».
_________________________________


АБРАМС Р., ДЕЙВОЛИ К., ДЬЮ Ф., КНЕППИИ У., ,ПОЛЛ Д., (2008). РАЗНОЕ ВИДЕНИЕ ВОЗЛЕ РУК.

источник